26 мая 2014 года Абраму Ильичу Сандлеру исполняется 95 лет! 

Пожалуй, в Самаре и области нет ни одного учителя математики старшего и среднего поколений, ни одного преподавателя математики ВУЗов города и области, кто бы не гордился тем фактом, что он прошёл школу Абрама Ильича Сандлера. Проработав в педагогическом институте и в Госуниверситете с начала 50-х и до 91 года, он был неизменно обожаем студентами, которые ходили на его лекции, как на праздник. А еще мой отец любил преподавать в школе. Он всегда был одним из главных организаторов областных математических олимпиад. В 1963 году он создал при пединституте вечернюю математическую школу для одарённых старшекласников, поступить в которую они почитали за счастье. В числе учеников Абрама Ильича немало выдающихся учёных, инженеров, руководителей, педагогов. Он был также необычайно востребован в миллионном городе как репетитор, подопечные которого поступали в ведущие ВУЗы СССР - МГУ, МФТИ и пр.

26.05.09 Стих - это мой подарок папе на 90-летие

Это моя мама - Нина, проработавшая большую часть своей жизни на кафедре высшей математики КПтИ (Куйбышевского политехнического института, ныне - Самарский технический университет). С детства - вечная отличница, одна из любимых учениц известного профессора математики С.П. Пулькина. Ее лекции по высшей математике - образец совершенства. Н.А. Сандлер - автор многочисленных статей и оригинальных методических пособий. Великолепный организатор, неизменный председатель предметной экзаменационной комиссии по вступительным экзаменам в институт. Брачный союз моих родителей длился более 67 лет - с ноября 1944 года и до кончины мамы 14 февраля 2012 года!

Выпуск мужской средней школы № 13 г. Куйбышева 1953 года. В верхнем ряду в центре - Юрий Денисов, будущий доцент МФТИ, справа от него - Игорь Партин, будуший главный инженер Куйбышевского металлургического завода. А вот письмо, недавно полученное моим братом Лёвой, который живет в Самаре: "Уважаемый Лев Абрамович! Поздравляю Вас с наступающим праздником Весны и Труда-1 мая! Желаю крепкого здоровья, хорошего настроения и удачи в жизни. Получив Ваш ответ, за который большое спасибо, я прошу передать нашему школьному кумиру - Абраму Ильичу Сандлеру, огромный привет и пожелания здоровья , здоровья и еще раз здоровья! Возможно, Абрам Ильич вспомнит Евгения Панина, много лет тому назад, через тернии, стремящегося к разгадке квадратного уравнения. На фотографии, размещенной на сайте Вашего брата, среди учеников 10 "Б" класса и учителей школы № 13 , я второй слева в нижнем ряду (выпуск 1953 года). С большой душевной теплотой вспоминаю незабываемые уроки математики, проводимые Абрамом Ильичем, не совсем простые для меня, но очень интересные и поучительные. И еще вспоминается Ваш уютный дворик на Самарской улице, напротив школы №81, с теннисным столом, на котором Абрам Ильич нас всех обыгрывал. Евгений Панин. 30 апреля 2012 г." Далее события развивались так: "26 мая я поздравил по телефону Абрама Ильича с днем рождения , кратко рассказал о себе. После окончания Куйбышевского строительного института по распределению был направлен в Иркутск, где проработал в строительных организациях почти 50 лет. Последняя должность зам. Начальника технического управления Главка. Мы с Абрамом Ильичем говорили минут 15. Он действительно вспомнил меня. Поговорили также о нашем классе. Он с большой теплотой, вспоминая то время, сказал, что у него больше не было такого успешного класса. Вспомнили Денисова, Партина, Безгина, Муравьёва. Я очень рад, что поговорил с ним. Вся моя семья: дети, внуки знают о нём по моим рассказам. Абрам Ильич действительно учитель от Бога и мы все желаем ему крепкого здоровья. Поскольку сейчас появилось свободное время, я написал дружеский шарж в стихах о нашей школе, учителях и друзьях. В следующем сообщении познакомлю с некоторыми отрывками. Евгений Панин"

Я помещаю некоторые эпизоды из школьной жизни. Девятый класс. Заканчивается урок по алгебре. В то время алгебра, геометрия, тригонометрия были самостоятельными дисциплинами и уроки по ним проводились как отдельные предметы. Класс уже хватанул пару двоек и многие с облегчением ожидали звонка. Пролетело - крутилось в голове. Но когда оставалось пять минут, Абрам Ильич энергично повернувшись на 360 градусов вокруг своей оси, выдохнул: - " А сейчас контрольная работа!" и быстро раздал листочки с заданиями. Когда прозвенел звонок он также быстро собрал, то, что каждый успел решить, бросил листочки в папку, с которой никогда не расставался, и скрылся за дверью. Первый раз когда такое случилось мы были в шоке - Как так, контрольная за пять минут? Но когда такое происходит через урок, никто не удивился и все, не теряя драгоценных минут, приступили к работе. Потому что знали, что ценилось не только законченное решение, но и правильно выбранный ход мыслей, приводящий к положительному итогу. На следующем уроке: - Панин, я так и знал, тебя хватило только на половину! - Денисов, оригинально, молодец! - Шмелев, запутался дорогой в трех соснах! - и так далее… При этом он каждый раз что-то отмечал в особой тетрадке. Таким приемом Абрам Ильич приучал нас к оперативному принятию решений, что пригодилось нам на экзаменах при поступлении в ВУЗЫ и главное в дальнейшей жизни.Я продолжаю воспоминания. Звонок на урок. Открывается дверь, входит Абрам Ильич. Еще не подойдя к столу: - Сиз Роберт к доске! - мы уже понимаем: настроение - неважное. Роберт Сизов обреченно плетется к доске. - Сегодня мы будем знакомиться с новым материалом, но прежде повторим пройденное, - говорит Абрам Ильич и начинает диктовать. В числителе формируется целый арсенал цифр подвергнутых сложению, вычитанию, умножению на синусы и косинусы. Роберт в отчаянии оглядывается, как бы прося защиты у класса. -А теперь в знаменателе,- продолжает Абрам Ильич и опять следует группа цифр. - Нужно решить, желательно быстрее, - заканчивает он и, отойдя от стола, пытливо смотрит на нас . Класс в недоумении: - Как такой примерище и быстро? Это невозможно! Роберт в панике от такого нагромождения цифр и требования учителя, но приободренный Абрамом Ильичем, бедолага начал довольно активно производить действия в группе цифр числителя. Абрам Ильич укоризненно смотрел на него. Но вот на задних рядах, где сидели наши отличники, послышалось какое-то движение и, шепоток. Абрам Ильич заметно оживился и, весело оглянувшись на камчатку, одобрительно подмигнул: - Сиз Роберт! Садись, ты пошел слишком дальней дорогой! Она заведет тебя в тупик, но ты этого не видишь! - Семьсот-пятьсот! Иди, расскажи, как быстро можно решить этот пример! Здесь нужно упомянуть следующее. Абрам Ильич, видимо чтобы как-то скрасить напряженность уроков, давал нам шутливые, а иногда экзотические клички на которые никто не обижался. Эти приколы, как сейчас выражаются, приближали его к нам, давали ощущение "своего парня". И, действительно, в то далекое не забываемое время, нашему уважаемому Абраму Ильичу было всего 30-32 года, практически еще молодой человек. Но вернемся на урок. К доске вышел Юрий Денисов, наш "математик" и сказал: - "Этот пример не имеет решения, потому что знаменатель равен нулю, а на ноль делить, нельзя!" И действительно, когда класс шевельнул мозгами, было очевидно, что группа цифр в знаменателе, если помнить несколько формул, равна нулю. Этот эпизод , научил нас подходить к решению задач не с кондачка, а к предварительной оперативной оценке их общего содержания и возможно более краткого решения. ...Урок по тригонометрии в полном разгаре, настроение у класса великолепное. Абрам Ильич находится в прекрасной форме. Шутки, веселые истории сыпятся как из рога изобилия. У меня тоже хорошее состояние, только что отхватил пятерку: устно решил у доски одну из импровизированных ловушек Абрама Ильича. Видимо общий позитивный настрой класса помог мне в этом.Но больше моему успеху был рад сам Абрам Ильич, так как подобная отметка не часто красовалась перед моей фамилией. Моя "камчатка" тихо ликует- "Знай наших ! Абрам Ильич с элементами юмора продолжает урок. В такие минуты, которые мы любили и ждали,он вдруг отвекался от темы урока и начинал рассказывать о теории чисел.,бесконечно малых величинах,знаменитых математиках, таких как швейцарский ученый, Леонардо Эйлер,лрожившый пол жизни в России,который много сделал для совершенствования алгебры, тригонометрии. Так мы в середине прошлого века узнали о французском математике любителе Пьере Ферма,юриста по образованию, и его великой и загадочной теореме, над решением которой, более трех веков ,бились самые знаменитые мтематики.А Ферма якобы в краткой форме доказал ее еще в 1637 году. И конечно розговор был и о известном русском математике Лобачевском и его неэвклидовской геометрии. Таким образом довольно суховатый и "академический" предмет,каким может показаться математика,превращался в интереснейший мир цифр и змечательных людей,управляющих ими. Было у Абрама Ильича одно,известное нам увлечение это интерес к авторучкам. С собой у него всегда быпо штук пять,различной конструкции и функциональных особенностей. Когда появлялись какие-то новинки,например шариковые ручки, то первый экземпляр появлялись у него и он с удовольствем демонстрировал его нам ,ставя оценки в кассный журнал ,а затем рассказывал кто ему эту ручку подарил. А еще в минуты "свободного полета" Абрам Ильич мог поделиться с нами о посещении футбольного матча с участием "Крылышек" и провести квалифицированный разбор игры ,что действовало как бальзам на наши души. Но при всем при этом, никокого намека на панибратство с нашей стороны не допускалось,дистанция "учитель-ученик",соблюдалась неукоснительно. И нас никогда не усыпляло внешне шутливое настроение Абрама Ильича ,мы всегда должны были держать "ухо остро",потому-что знали,особенно в десятом классе, впросик может прилететь в любой момент и он будет оцениваться. В то замечательное время если кого-то из нашего класса разбудить ночью и спросить : "Чему равен синус угла в 60 градусов?" -ответ был бы мгновенным,- "Корень из трех, деленный на два !" Евгений Панин.

А это рисунок Евгения Панина - одна из иллюстраций к стихотворению "Двадцать" - о двадцати парнях, выпускников 10 "Б" 1953 года Куйбышевской школы № 13.

На школьном уроке в те годы

С любимыми учениками

Наслаждение ставить двойки

Счастливые родители двух сыновей, Винница 1950 г.

Лето 1967 г.

С мамой, моей бабушкой - Эстер Ломоносовой-Сандлер. 1950 г. Винница

Школьные друзья. Справа - Исаак Магарас.

В нижнем ряду слева - Валентин Евгеньевич Воскресенский, ставший одним из крупнейших в мире математиков.

На футбольном матче любимой команды "Крылья Советов". Слева - Лева Кунцевич.

Витебск, 1988 г. Встреча одноклассников через 40 лет.

Уникальная грамота, полученная Абрамом Ильичем не за профессиональную деятельность а за организационно-спортивную.

Со своим отцом - Ильей Ефимовичем в 1974 году. Здесь моему дедушке 90 лет. В 1903 году, будучи на срочной службе в артиллерийском полку, дислоцированном в Красном Селе под Петербургом, он вступил в члены РСДРП. В 1905 году за участие в стычке с жандармами в Петербурге был схвачен и посажен в Петропавловскую крепость. Участвовал в Первой Мировой войне, был тяжело ранен, награжден железным крестом за героизм. В дальнейшем, работая наладчиком станков на заводе им. Кирова в Витебске, получил звание Героя 1-ой Пятилетки, был избран депутатом Верховного Совета Белоруссии. В составе делегации от Белорусской ССР открывал московский метрополитен в 1934 году, присутствовал на похоронах С.М. Кирова. В 1938 году был исключен из партии. Умер в 1977 году.

Группа М-3-А (третий курс Физмата), выпускавшаяся в 1963 году, с любимым преподавателем. В среднем ряду слева - Лазарь Драпкин. Он проживает сейчас в Гамбурге и поддерживает с А.И. отношения, общается с ним по телефону. 23 мая 2013 года Лазарь переслал перечень имён и фамилий всех, кто здесь сфотографирован. Нижний ряд: Нищимная Валентина, Комиссарова Валентина, Портнова Маргарита (умерла), Колдова Людмила, Литвиненко Галина. Средний ряд: Драпкин Лазарь, Жукова Роза, Сандлер Абрам Ильич, Одинцова Людмила, Ардакова Мария. Верхний ряд: Городнова Капитолина, Мочалова Лилия (староста группы), Бовыкина Алла (умерла), Аверкиева Наталья, Николаева Светлана, Осипова Анна, Постнова Ирина

В день 90-летия, Ашкелон

Первый чемпион первой спартакиады

С выпускниками 13-ой школы. Слева - Г.М. Бережной, работавший в последующем завучем 81-ой школы, когда я там учился. В верхнем ряду - второй справа - Лева Беркович, будущий доктор наук, профессор математики Самарского университета.

Грамота за организацию и проведение областной математической олимпиады

Поздравление от племянника Миши Сандлера из Калифорнии, США

Поздравление от любимого племянника - Сережи Шапиро

На главную страницу
"Волга"- объединение выходцев из России
Жизнь замечательных людей Физмата


Сайт создан в системе uCoz